Педагог-дефектолог


Педагог-дефектолог в Сочи

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог. Работа с детьми с нарушениями в развитии различной степени, задержка речевого развития, задержка психомоторного развития, умственная отсталость, дети с синдромом Дауна, РДА, эпилепсия, ДЦП и т.д.

«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, комплексный подход к воспитанию, коррекции поведения, обучение. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др.

Какие же функции выполняет педагог-дефектолог в Сочи в нашем центре?

Во-первых, дефектолог проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребенком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

Во-вторых, дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

В-третьих, деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

Занятия дефектолога направлены на:

— коррекцию педагогической запущенности;
— коррекцию нарушений письма и чтения;
— профилактику и коррекцию нарушений письменной речи; подготовку мелкой мускулатуры руки к письму, овладение техникой письма, графического навыка, формирование психомоторной готовности к письму путем систематических упражнений (штриховка, пальчиковая гимнастика, ритмопластика)
— развитие у детей с речевой патологией, формирование представлений об окружающем мире,

Выбор дисциплин, которые преподает дефектолог в Сочи в нашем центре, подбираются с учетом особенностей каждого ребенка персонально.


1.Курс коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» :

• развитие моторики, графомоторных навыков;
• тактильно-двигательное восприятие;
• кинестетическое и кинетическое развитие;
• восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
• развитие зрительного восприятия;
• восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
• развитие слухового восприятия;
• восприятие пространства и времени.

Основные задачи курса:

-формировать первоначальные представления об эталонах цвета;
-формирование умений выделить цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;
-совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету;
-создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
-упражнять в применении обобщающего понятия «цвет».
-развивать зрительную, ориентировку при восприятии цвета:
-стимулировать зрительную поисковую деятельность детей ;
-группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.
-конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур.
-определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов
-зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.
-классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.
-различать запахи и вкусовые качества, называть их.
-сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
-действовать по звуковому сигналу.
-адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов. Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из двух-трех звеньев.
-координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем), с применением пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением.
-развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (шнуровка, нанизывание). Графический диктант по показу.

В практической деятельности знакомить детей с предметами окружающего мира, имеющими постоянный признак цвета, учить ориентироваться на этот признак при узнавании предмета.

Восприятие тесно связано с речью. При недостаточном развитии у дошкольников способности воспринимать окружающий мир их представления о предметах неполны, фрагментарны, отличаются сниженной степенью обобщенности. Все это приводит к обеднению словарного запаса.

2. Обучение игре и игрокоррекция.

Эти занятия нужны, т.к. не все дети умеют играть либо их развитие игровой способности не соответствует возрасту. Важными средствами сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения. По содержанию эти игры весьма разнообразны, направлены на совершенствование представлений о величине, форме и цвете.

При подведении итогов игры внимание детей акцентируется на их успехах, например, у одного следует отметить быстроту реакции (на цвет, форму), у другого безошибочность действии при восприятии цвета (формы, величины), третьего тщательность, и аккуратность в процессе работы и т.д.

Ценность этих игр и упражнений не только в том, что дети познают свойства: цвет, форму, величину, — но и в том, что, благодаря заложенному в играх элементу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную деятельность маленьких детей, развивать умение играть рядом с другими, не мешая им. Накопление сенсорного опыта детей происходит и на систематических занятиях.

3. Подготовка к школе. Обучение грамоте. Коррекция элементарных учебных навыков.

Развитие речи с помощью ознакомления с окружающим миром.

Существует так называемый добукварный период, который нужно пройти всем детям перед тем, как начать изучать буквы и цифры. В этот период дети учатся различать звуки на слух, последовательность звуков в слове, что способствует освоению ребенком навыков чтения и письма; В ходе этих занятий дети учатся видеть предметы и явления, которые окружают их в жизни. При этом расширяется их кругозор и словарный запас, а также формируется связанная речь;

Согласно статистике у каждого второго ребенка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Опытный дефектолог поможет решить многие проблемы, связанные с произношением звуков и исправлением речи ребенка:

-профилактика и коррекцию нарушений письменной речи;
— развитие речи и ознакомление с окружающим миром;
— формирование и развитие элементарных математических представлений;

4. Изо терапия. Творческая деятельность.

• лепка из пластилина, глины, теста;
• рисование красками, карандашами, гуашью;
• аппликация, конструирование.

На этих занятиях ребенок получает представление о пространстве, цветах и формах различных предметов, обучается действовать согласно определенному образцу, координирует движение рук; Каждое занятие, которое проводит педагог — дефектолог представляет собой целый комплекс познавательной деятельности, моторики, речи, музыки, а также различных видов гимнастики. На занятиях дефектолог использует игрушки, картины, пазлы, мозаики, книги, аудиозаписи, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала.

Основной формой организации работы педагога-дефектолога в Сочи являются индивидуальные и групповые занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах составляет около 5 человек в зависимости от степени выраженности нарушения. Групповые занятия проводятся в часы, с учетом режима работы центра.

Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность групповых занятий составляет 40 минут, а индивидуальные занятия длятся 60 минут. Занятия с каждой группой проводятся 2-3 раза в неделю, а индивидуальные занятия по желанию родителей. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражается в журнале учителя-дефектолога, разработанном в свободной форме.

В обязанности педагога-дефектолога в Сочи входит следующее:

1. Провести подробное обследование особенностей развития каждого ребенка, определяет его способности к обучению.
2. Вести диагностирующую и коррекционно-развивающую деятельность, с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей.
3. Осуществлять организованную работу, направленную на максимальную компенсацию и коррекцию недостатков развития детей.
4. Повышать познавательную активность и развивать основные психические процессы у детей (внимание, память, мышление и др.)
5. Осуществлять тесное сотрудничество (сопровождение) с узкими специалистами центра.
6. Консультирование родителей с учителем-дефектологом;

Направления работы педагога-дефектолога:

• Помощь при неравномерном развитии ВПФ (прим: память хорошая, а речь отстаёт в развитии; мышление хорошее, а внимание слабое)
• Проблемы развития при ряде заболеваний: (речевые нарушения, недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т.д.)
• Проблемы школьной успеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте
• Помощь детям при нарушениях умственного и физического развития

Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Как строится работа дефектолога:

В работе дефектолога преобладает такая форма занятий, как индивидуальные занятия. Это позволяет максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть лишь ему присущие специфические отклонения в психическом развитии и подобрать действенные методические приемы для их преодоления и уменьшения.

Начальный этап — всестороннее обследование развития высших психических функций. Оно направлено на выявление уровня овладения ребенком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой), развития восприятия, умения осуществлять простейшие мыслительные операции. Особое внимание уделяется анализу речевого развития ребенка, установлению его уровня, выявлению возможных нарушений звукопроизношения, построения логико-грамматических конструкций, фразовой речи.

Работа педагога-дефектолога в Сочи включает консультирование родителей.

Методы работы дефектолога:

*урочный метод (выглядит как обычный урок с определённой целью)
*игровой метод (развивающие, обучающие, воспитательные игровые занятия)
*метод контроля достижений (включает задания и последующий контроль их выполнения). Особенно хорошо помогает детям не умеющим достигать результатов в обучении, преодолевать трудности и собственную лень.

Дефектолог осматривает ребенка, путем диагностики выявляет имеющиеся нарушения, проводя беседы с родителями, выясняет обстоятельства, при которых возникло и развивалось заболевание, при необходимости назначает дополнительные обследования и анализирует их результаты. Все это позволяет точно определить характер отклонения и выбрать направление для целенаправленной работы по коррекции.

А если эти нарушения в силу анатомо-физиологических причин полностью исправить невозможно — то организовать взаимодействие с ребенком таким образом, чтобы они оказывали как можно меньшее влияние на развитие других, сохранных функций, а также способствовать социальной адаптации своих подопечных.

На протяжении рабочего дня педагог-дефектолог в Сочи проводит групповые развивающие занятия, количество которых предусмотрено программой обучения и воспитания детей с различными отклонениями, а также занимается с ними индивидуально. Рабочее место дефектолога — кабинет, в котором находится стационарная аппаратура и другое оборудование, необходимое для занятий.

Педагог-дефектолог грамотно владеет методиками диагностики, обучения и развития детей с определенными отклонениями, умеет вступать в контакт со своими воспитанниками разного возраста, быть ответственным, целеустремленным и доброжелательным.

Конечно, не все дети нуждаются в услугах дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, дефектолог просто необходим. Кроме занятий с ребенком дефектолог проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.

Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни.

Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка!

Педагог-дефектолог в Сочи принимает по телефонам:
2-62-35-31  2-62-13-71

"Альфа-Мед Дети" Ольшевская Ольга Александровна Заведующая медицинской частью
Пожалуйста, оставьте Ваш отзыв о нашей работе или заполните поле Телефон и мы с Вами свяжемся в самое ближайшее время!