Общие сведения
Логопед-дефектолог – это специалист, который получил специальное образование на кафедре дефектологии педагогического университета по профилю «Логопедия».
К сфере дефектологии (коррекционной педагогики) относится поиск эффективных методов обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. В зависимости от вида патологии, с которой приходится сталкиваться
дефектологу, дефектологию подразделяют на более узкие специальности – сурдопедагогику, логопедию и др.
Логопедия – это раздел дефектологии, который сосредоточен на изучении причин, симптомов и структуры нарушений речевой деятельности, механизмов их развития, а также на разработке системы коррекционного воздействия.
Логопед
– это специалист, который помогает развивать речь здоровых детей, обучая их правильному произношению звуков и других единиц речи, правильному построению предложения и т.д.
Логопед-дефектолог – это специалист, который работает с “особенными” детьми (отличаются психофизическими недостатками), поэтому кроме развития речевых навыков он также корректирует другие патологии.
Логопед проводит занятия с детьми, которые достигли трехлетнего возраста, так как фонематическое восприятие звуков и акустический аппарат у ребенка окончательно формируется к 4 годам, и только в этот период можно диагностировать проблемы с произношением звуков у здоровых детей.
К логопеду-дефектологу можно обращаться с детьми даже с 2-3 месяцев, если у малыша отсутствует гуление, лепет, а также в тех случаях, когда ребенку поставлен диагноз, сопровождающийся задержкой развития речи (минимальная мозговая дисфункция, ДЦП, спинальная мышечная атрофия). Так как образование логопеда-дефектолога включает изучение медицинских дисциплин, он считается специалистом широкого профиля.
К задачам логопеда-дефектолога относятся:
- Обследование ребенка, которое включает изучение особенностей развития (познавательной, речевой и социальной сторон развития), медицинской карты и педагогической характеристики – полученные данные позволяют в процессе работы с ребенком максимально подкорректировать выявленные недостатки.
- Выбор действенных методических приемов, которые позволяют преодолеть выявленные отклонения и помогают адаптации ребенка в социуме.
- Разработка программы развития речи конкретного ребенка (постановка звуков и пр.).
- Консультирование и поддержка родителей ребенка с особенностями психофизического развития.
Логопед-дефектолог кроме соответствующего образования должен обладать сострадательностью, терпением, внимательностью, эмоциональной устойчивостью, психической выносливостью, коммуникабельностью, а речь этого специалиста должна быть внятной и грамотной.
Мнение врача:
Логопед-дефектолог – важный специалист, помогающий детям и взрослым преодолеть различные речевые нарушения. По мнению врачей, работа логопеда-дефектолога имеет огромное значение для развития речи и коммуникативных навыков у пациентов. Благодаря комплексному подходу и индивидуальной работе с каждым человеком, логопед-дефектолог способен помочь в преодолении заикания, дислалии, афазии и других речевых нарушений. Этот специалист играет важную роль в реабилитации пациентов после инсультов, травм головного мозга и других заболеваний, влияющих на речь.
Органы, которыми занимается логопед-дефектолог
К сфере деятельности логопеда-дефектолога относится патологии органов слуха и нервной системы, дефекты неба, губ и других органов речи.
Интересные факты
-
Логопед-дефектолог — это специалист, который занимается коррекцией нарушений речи, слуха и зрения у детей и взрослых. Он помогает людям преодолеть трудности в общении, улучшить произношение и развить речевые навыки.
-
Логопед-дефектолог может работать в детских садах, школах, поликлиниках, больницах и частных центрах. Он также может вести частную практику.
-
Логопед-дефектолог должен иметь высшее образование по специальности “Логопедия” или “Дефектология”. Он также должен постоянно повышать свою квалификацию, чтобы быть в курсе последних достижений в области логопедии и дефектологии.
Что лечит логопед-дефектолог
Логопед-дефектолог помогает устранить:
- Задержку речевого развития (ЗРР) – замедленный темп освоения языковых норм, при котором запас слов органичен, наблюдается несформированность активного устного высказывания, ребенок не использует словосочетания и короткие предложения в возрасте 2-х лет, нет связной речи в возрасте 3-х лет. Такое логопедическое заключение может применяться по отношению к детям младше 3-4-х лет.
- Общее недоразвитие речи (ОНР), к которому относят разнообразные расстройства речи, возникающие у детей с нормальным слухом и интеллектом. Сопровождаются поздним началом речи (появление первых слов приходится на возраст 3-5 лет), ее аграмматичностью и недостаточным фонетическим оформлением, трудностями с правильным выражением мысли. Речь такого ребенка малопонятна окружающим.
- Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Дети при таком дефекте неправильно воспринимают и произносят звуки (одним и тем же звуком ребенок может заменять несколько фонем, сложные звуки могут заменяться простыми, смешиваться и т.д.).
- Заикание, при котором в процессе речи наблюдаются частые остановки либо звуки, слоги и слова часто повторяются или растягиваются (при стрессе дефекты речи становятся более выраженными).
- Дизартрию, при которой поражения ЦНС вызывают уменьшение подвижности речевых органов, что провоцирует нарушение произношения звуков.
- Дисграфию, при которой некоторые возникающие у ребенка при написании слов стойкие ошибки связаны с несформированностью некоторых высших психических функций.
- Дислексию, которая характеризуется нормальной способностью к обучению и выборочно нарушенной способностью к чтению и письму.
- Алалию, при которой у ребенка нет нарушений слуха и врожденных отклонений, но отсутствует речь или наблюдается ее недоразвитие из-за родовой травмы или других факторов, повредивших некоторые области головного мозга.
- Дислалию, при которой дети с нормальным слухом и без патологий артикуляционного аппарата не умеют выговаривать некоторые звуки.
- Афазию, при которой сформировавшаяся речь нарушается вследствие органических поражений мозга.
- Ринолалию – вызванная дефектами носоглотки гнусавость речи.
Этот врач также помогает восстанавливать речь после травм и инсультов, и занимается с детьми, которые неправильно произносят звуки из-за проблем с прикусом, страдают аутизмом и т.д.
Опыт других людей
Люди, обратившиеся к логопеду-дефектологу, высоко оценивают его профессионализм и внимательное отношение к пациентам. Они отмечают, что специалист помогает не только справиться с речевыми проблемами, но и создает доверительную атмосферу, в которой пациенты чувствуют себя комфортно. Люди отмечают, что логопед-дефектолог не только помогает исправить недостатки в речи, но и учит правильно воспринимать и понимать окружающий мир.
Когда нужно обращаться к логопеду-дефектологу
Посетить логопеда-дефектолога необходимо, если у ребенка есть проблемы со слухом, выявлены дефекты артикуляционного аппарата, поражения ЦНС.
Этот специалист нужен детям, которые:
- после 7 месяцев не реагируют на разговаривающих с ними взрослых;
- в год не используют для общения простые слова;
- не разговаривают в возрасте 2 лет;
- не используют простые предложения в возрасте 2,5 лет;
- произносят слова и предложения по слогам;
- сокращают слова до слогов;
- проявляют апатичность или агрессию;
- плохо концентрируются, невнимательны и отличаются плохой памятью;
- страдают искаженным чувством ритма;
- имеют проблемы с мимикой или глотанием.
Этапы консультации
Консультация логопеда-дефектолога включает:
- Пристальное изучение дефекта, которое включает диагностику высших функций психики (память и т.д.), а также эмоционального спектра и воли.
- Составление плана коррекционного воздействия и выбор подходящих методов и приемов.
- Направление к другим узким специалистам (может рекомендоваться посещение
окулиста,
невролога
и т.д. для коррекции физических недостатков). - Создание специальных условий обучения.
Занятия логопед-дефектолог строит с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка или взрослого пациента. Длительность сеансов зависит от выраженности дефекта и динамики коррекционного процесса (некоторые дефекты получается компенсировать лишь частично).
Диагностика
Для диагностики психоречевого развития логопед-дефектолог использует невербальные и вербальные методики, которые позволяют оценить параметры и показатели общения у детей раннего возраста, их инициативность и чувствительность, выявление познавательной активности и т.д.
У детей младшего дошкольного возраста оценивают принятие и адекватность выполнения задания, обучаемость в процессе диагностики, отношение ребенка к результатам его деятельности, уровень общения со взрослым и др.
Лечение
Логопед-дефектолог корректирует недостатки при помощи специально подобранных упражнений, которые направлены не только на улучшение речевых и письменных навыков, но и на повышение способности к обучению и адаптации.
Составленные специалистом упражнения помогают развить память и внимание, способность концентрироваться на задании.
Занятия, которые обычно длятся около 30 минут, проходят в непринужденной игровой атмосфере. В процессе работы развивается моторика, ставится звук, правильное дыхание и т.д.
Поскольку эффективная компенсация дефекта возможна только при регулярных занятиях, врач также демонстрирует и объясняет родителям приемы обучения ребенка для работы на дому.
Частые вопросы
В чем разница дефектолога и логопеда?
Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Дефектолог – это педагог, специализирующийся на работе с детьми, которые имеют различные отклонения в развитии.
Что лучше логопед или логопед дефектолог?
Ничем. Это два варианта названия одного и того же специалиста. Причем как уже писали выше, не корректно упоминать приставку «дефектолог», ведь логопед по умолчанию специалист в речевых дефектах. Также, как мы не говорим дефектолог-олигофренопедагог, дефектолог-сурдопедагог, дефектолог-тифлопедагог.
Что делает дефектолог Детский?
Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие. Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной сферы детей и развития игровых способностей.
Что должен делать дефектолог?
Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии ребенка. Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов. Отслеживает соответствие выбранной программы уровню развития ребенка.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При выборе логопеда-дефектолога обратите внимание на его профессиональные навыки и опыт работы с детьми или взрослыми с различными речевыми и коммуникативными нарушениями.
СОВЕТ №2
Постарайтесь установить доверительные отношения с логопедом-дефектологом, так как успех в коррекции речевых нарушений зависит от взаимодействия специалиста и пациента.
СОВЕТ №3
Не забывайте выполнять домашние задания, которые дает логопед-дефектолог, так как регулярные занятия и самостоятельная работа помогут улучшить речевые навыки.