Нейрокоррекция
По итогам проведенной нейродиагностики (нейропсихологической диагностики), в случае выявления необходимости, нейропсихолог составляет индивидуальную программу нейрокоррекционных занятий для каждого ребенка.
Нейропсихологическая коррекция — это занятия, состоящие из комплекса упражнений, направленных на восстановление и/или преодоление нарушений развития высших психических функций, таких как восприятие, память, внимание, мышление, речь, произвольная саморегуляции и т. д.
Кому рекомендованы занятия нейрокоррекции?
Нейрокоррекция показана детям начиная с младшего дошкольного до подросткового возраста в следующих случаях:
- у ребенка отсутствует речь или она недостаточно развита
- наблюдаются трудности установления контакта с окружающими
- имеет проблемы развития (РАС, ЗПР, ЗПРР, СДВГ, УО, алалия, дизартрия, дисграфия, дислексия)
- ребенок имеет повышенную эмоциональную возбудимость, часто устраивает истерики, не может себя контролировать
- скоро пойдет в школу и требуется оценить его готовность к школьному обучению (актуально и для нормотипичных детей)
- путает правую и левую руки (в 6 лет и старше)
- левша или оперирует двумя руками
- различные нарушения мелкой и крупной моторики
- в младшем школьном возрасте имеет выраженные трудности чтения, письма, плохо усваивает школьную программу, не хочет учиться
- невнимателен, часто отвлекается, обладает плохой памятью, быстро устает
- длительный период занимается у логопеда, а результат минимальный.
Нейропсихологи центра Альфа-Мед Дети используют в нейрокоррекции метод замещающего онтогенеза. Данный метод предполагает, что этапы развития, которые у ребенка были ранее пройдены с трудностями или не пройдены вовсе, должны быть пройдены заново с учетом правильной последовательности. Так например, некоторые дети начинают ходить, сразу после того научатся садиться, т.е. пропускают фазу ползания. Нужно отметить, что в онтогенезе этап ползания имеет важное значение для ребенка. В таком случае нейропсихолог вернёт ребенка на этот этап и поможет пройти его заново. Также имеет значение, как именно ползал ребенок перед тем, как пошел. Есть определенное «правильное» ползание, и в ползании есть тоже определенные этапы. С помощью занятий по нейрокоррекции эти этапы ребенок проходит в правильной последовательности заново.
Программа нейрокоррекции подбирается индивидуально под особенности и возможности конкретного ребенка, которые выявляются в ходе нейродиагностики.
Занятия нейрокоррекции имеют комплексное воздействие на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы и включают в себя такие упражнения как:
- Глазодвигательные упражнения, способствующие расширению объёма зрительного восприятия и косвенно влияющие на другие психические процессы.
- Дыхательные упражнения, способствующие снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
- Растяжки, способствующие преодолению разного рода мышечных дистоний (гипер- и гипо- тонусов), зажимов, оптимизация и стабилизация мышечного тонуса и повышение уровня психической активности.
- Двигательные упражнения, способствующие освоению пространства собственного тела и пространства вокруг собственного тела. Эти упражнения направлены на 1й функциональный блок мозга. Таким образом создаются сенсо-моторные связи между анализаторами.
- Упражнения, направленные на познавательное развитие, когнитивные развитие.
Сама структура занятия по нейрокоррекции стандартна, но конкретные упражнения подбираются под возрастные, индивидуальные возможности ребенка. В нейрокоррекции важна системность проведения занятий.
Нейропсихологи центра Альфа-Мед Дети, Анна Александровна Смирнова и Елена Алексеевна Першикова, подбирают и дают родителям задания для дополнительной отработки навыков дома. Эти упражнения родители могут выполнять со своими детьми самостоятельно.