Подготовка к школе с 3 лет
Правильная подготовка ребенка к школе — это длительный комплексный процесс.
Часто родители уделяют много времени и внимания в развитии детей базовым навыкам: чтению, письму, счету. Но уровень знаний, интеллекта не гарантирует, что ребенок сможет легко и успешно учиться в школе. Не меньшую роль играют и другие факторы: психическое состояние, поведение, уровень социальной адаптации.
Активное формирование различных функций головного мозга происходит в возрасте с 3 до 12 лет. Пластичность мозга позволяет ребенку легко осваивать навыки, менять привычки. В более позднем возрасте особенности и стереотипы поведения закрепляются и впоследствии становятся частью личности взрослого человека.
Поэтому уже с 3-летнего возраста важно следить за тем, как функционирует головной мозг ребенка. Так можно выявить сильные и слабые стороны в его развитии, а главное — не упустить, вовремя скорректировать возможные нарушения. В этом и состоит задача нейропсихолога.
Нейропсихология — наука на стыке психологии и медицины. Она изучает устройство и работу головного мозга, его влияние на психику и поведение человека.
Детский нейропсихолог проводит диагностику высших психических функций ребенка: речи, внимания, мышления, восприятия, памяти. В результате выявляются те области мозга, которые недостаточно созрели и не могут полноценно выполнять свое назначение. Это приводит к трудностям в обучении, поведении, социализации детей. Но благодаря своевременной коррекции этих проблем можно избежать.
Когда необходима помощь нейропсихолога?
Пройти нейродиагностику рекомендуется в тех случаях, когда ребенок:
- гиперактивен или, наоборот, слишком медлителен;
- отстает в развитии от сверстников;
- не может контролировать свои эмоции, легко впадает в истерику;
- быстро утомляется;
- невнимателен, не может сосредоточиться и легко отвлекается;
- не слышит взрослого, не реагирует на замечания;
- занимается с логопедом больше года без существенных результатов;
- испытывает трудности с обучением письму, счету, чтению;
- путает правую и левую руку;
- не умеет выделять существенные признаки предмета (цвет, форму, величину, назначение);
- обладает плохой памятью.
Основные этапы работы нейропсихолога
- Нейродиагностика. Это тестирование, которое помогает выяснить уровень развития высших психических функций. Ребенку нужно выполнить комплекс заданий: например, запомнить ряд картинок или слов, назвать нарисованные предметы, описать картинку, сложить фигуры и т.д.
- Определение уровня психического развития по результатам диагностики. Специалист не просто составляет общую картину. Он выявляет особенности функционирования мозга, его сильные и слабые стороны, а также возможные нарушения.
- Разработка коррекционно-развивающей программы. Нейропсихолог составляет индивидуальную программу занятий для каждого ребенка, от простых упражнений к сложным. Такой подход направлен на стимуляцию именно тех структур головного мозга, которые на данном этапе «отстают» и не справляются со своими функциями.
Программа нейрокоррекции включает различные элементы: двигательные и дыхательные упражнения, познавательные игры, когнитивные задания на развитие памяти, внимания, мышления.
Минимальная программа рассчитана на срок от 6 месяцев. Регулярные занятия с нейропсихологом 2 раза в неделю важно дополнить систематическими домашними тренировками, которые родителям порекомендует специалист.
Родители должны быть готовыми к тому, что в процессе нейрокоррекции могут возникнуть и временные ухудшения. Это нормальный процесс: мозг устает, сопротивляется изменениям. Главное — не бросать занятия на этом кризисном этапе, а продолжать работу ради будущих результатов.
Результаты коррекционной работы с нейропсихологом
Вовремя проведенная нейрокоррекция способна фактически «перестроить» работу головного мозга. Его незрелые участки начинают активно функционировать, зачастую возникают функции, которых раньше не было.
Мозг продолжает развиваться гармонично и сбалансированно. Улучшаются речь, память и моторные навыки. Дети легче усваивают новую информацию, допускают меньше ошибок при чтении и письме, становятся усидчивыми, внимательными. Меняется и поведение: ребенок привыкает контролировать эмоции, прислушиваться к взрослым, сосредотачиваться на поставленной задаче.
А главное, будущий первоклассник сумеет быстро адаптироваться к новой для него школьной среде, избежать стрессов и учиться с удовольствием.
Подготовить ребенка к школе вам поможет нейропсихолог центра «Альфа-Мед Дети» Першикова Елена Алексеевна.
Записаться