Дефектолог

Общие сведения

Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей с физическими и психическими нарушениями.

В зависимости от специфики нарушений, которые подлежат коррекции, дефектология подразделяется на:

  • Логопедию. Специалисты данного профиля занимаются коррекцией речевых нарушений у детей.
  • Сурдопедагогику – отрасль, которая сосредоточена на оказании помощи детям с нарушениями слуха.
  • Тифлопедагогику. Специалисты этого профиля оказывают помощь детям с патологиями зрения.
  • Олигофренопедагогику. К сфере деятельности специалистов этого профиля относится оказание помощи детям, которые страдают снижением интеллекта.
  • Ортопедагогику. Дефектолог-ортопедагог оказывает помощь детям с патологиями опорно-двигательной системы и нарушениями осанки, а также пациентам с ДЦП.

При этом деление на узкую специализацию в дефектологии условно, так как в процессе практической деятельности дефектолог может сталкиваться с сочетанными дефектами, при которых у детей наблюдается несколько разных нарушений одновременно (при ДЦП, задержке психоречевого развития и т.д.). Исключением является
логопед
– этот узкий специалист обучает правильному произношению и написанию различных единиц речи детей, которые не имеют серьезной сопутствующей патологии.

Для оказания помощи детям с сочетанными дефектами дефектолог должен иметь базовые знания в смежных областях либо тесно сотрудничать с другими узкими специалистами (
психологом,
неврологом, нейропсихологом).

К задачам дефектолога относятся:

  • проведение гибкого и всестороннего исследования особенностей развития ребенка;
  • оказание помощи детям в развитии внимания, мышления и других основных психических процессов;
  • развитие навыков общения и разговорной деятельности, формирование четкого произношения;
  • проведение интенсивных занятий, которые устраняют проблемы сенсорики;
  • консультирование родителей и их обучение приемам и навыкам воспитания ребенка с особенностями развития;
  • оказание помощи ребенку в социализации, понимании и принятии себя.

Для выполнения этих задач дефектолог должен обладать:

  • способностью быстро устанавливать контакт с ребенком и создавать дружескую атмосферу в процессе занятий;
  • умением работать с детьми по любой программе, которая позволяет корректировать и компенсировать недостатки развития;
  • умением учить детей читать и писать при помощи нетрадиционных методов;
  • умением работать с лицами разного возраста по индивидуальной программе (дефектолог также работает со взрослыми, помогая улучшать их социальную адаптацию и качество жизни).

Мнение врача:

Дефектолог – специалист, чья работа направлена на помощь детям с особыми образовательными потребностями. Врачи отмечают, что дефектолог играет важную роль в развитии детей с задержкой развития, нарушениями речи или другими особенностями. Он помогает детям освоить навыки общения, обучения и самообслуживания, создавая индивидуальные программы под каждого ребенка. Важно, чтобы дефектолог был чутким, терпеливым и обладал глубоким пониманием особенностей развития каждого ребенка, чтобы помочь им в полноценной адаптации в обществе.

Logoped, psiholog i defektolog - Šta ukazuje da dijete ima poteškoće?Logoped, psiholog i defektolog – Šta ukazuje da dijete ima poteškoće?

Какими органами занимается дефектолог

Дефектолог занимается развитием и обучением детей с различными нарушениями, поэтому к сфере деятельности этого специалиста относятся патологии:

  • органов речи (неба, ротовой и носовой полости, губ, небного язычка, голосовых связок);
  • органов слуха (перепончатый лабиринт и др.);
  • опорно-двигательной системы;
  • органов зрения;
  • мозга, вестибулярного аппарата, нервной системы.

Интересные факты

  1. Дефектология – это наука, изучающая особенности развития и воспитания детей с отклонениями в развитии. Она возникла в конце XIX века, когда впервые были открыты специальные школы для детей с нарушениями слуха, зрения и речи.
  2. Дефектологи работают с детьми, имеющими различные нарушения развития: нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Они помогают детям адаптироваться к жизни в обществе, развивать их способности и навыки, готовить их к школе и профессиональной деятельности.
  3. Дефектологи используют различные методы работы с детьми: индивидуальные и групповые занятия, игры, упражнения, арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия и другие. Они сотрудничают с родителями детей, педагогами и другими специалистами, чтобы обеспечить комплексный подход к воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
Prof.dr Svetomir Bojanin: Koji je dobar logoped, defektolog i lekar ?Prof.dr Svetomir Bojanin: Koji je dobar logoped, defektolog i lekar ?

Что лечит дефектолог

Дефектолог-логопед
не устраняет причину дефектов, а занимается коррекцией нарушений произношения. К этому специалисту обращаются при:

  • Дислалии – нарушении произношения звуков, которое наблюдается у детей с нормальным слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата. Ребенок может не выговаривать звук/звуки одной группы (простая дислалия) или несколько звуков из разных групп (сложная дислалия). По происхождению это нарушение может быть физиологическим, функциональным и органическим.
  • Дизартрии – нарушенном произношении звуков, которое провоцирует ограничение подвижности речевого аппарата (наблюдается при поражениях нервной системы). У взрослых такое нарушение не вызывает распада речевой системы, но у детей может спровоцировать общее недоразвитие речи.
  • Заикании – нарушенной ритмичности речи, которая проявляется в частом повторении или растягивании единиц речи (звуки, слоги, слова), а также нерешительностью и частыми остановками в процессе речевой деятельности. Выделяют невротическую и неврозоподобную форму, при которой нарушена моторика в целом. Речевые судороги проявляются или усиливаются при стрессе.
  • Расстройствах речи, которые спровоцированы нарушением слуха. У детей с проблемами слуха недоразвиты все аспекты речи (произношение звуков, запас слов, грамматический строй), так как отсутствует полноценное восприятие речи окружающих на слух.
  • Алалии – недоразвитии или отсутствии речи у детей, которые не страдают нарушениями слуха и имеют первично сохранный интеллект. Связана с повреждением областей больших полушарий мозга, которые отвечают за речь. Повреждения происходят при родах, травмах или инфекционных заболеваниях.
  • Афазии – частичном отсутствии или нарушении уже сформировавшейся речи. Развивается при опухолях, кровоизлияниях и других органических поражениях речевых отделов коры головного мозга. Вид речевых нарушений зависит от области поражения (может наблюдаться сенсорная, динамическая, амнестическая и другие виды афазий).
  • Неправильном прикусе – стоматологическом заболевании, которое влияет на правильность произношения некоторых звуков (шипящие, л, р и др.). Для коррекции прикуса и произношения используют специальные пластинки и логопедические упражнения.
  • Ринолалии – нарушении звукопроизношения, которое проявляется изменением тембра голоса (гнусавость) и развивается при различных дефектах носоглотки. Может быть открытой, закрытой и смешанной.
  • Задержке речевого развития (ЗРР). Проявляется более медленным освоением языковых норм и негативно влияет на развитие психических процессов. Может быть связана с минимальной мозговой дисфункцией, тугоухостью или социальными факторами (педагогическая запущенность или гиперопека).
  • Задержке психоречевого развития (ЗПРР) – комплексном нарушении мышления, речи, памяти, навыков поведения, двигательных функций и эмоций. При таком нарушении любые новые навыки осваиваются с трудом, мыслительный процесс протекает медленно.

Помощь дефектолога также требуется детям:

  • С глухотой (возможность полноценно воспринимать речь отсутствует). Врожденное или приобретенное в раннем детстве нарушение слуха при глухоте носит двусторонний характер и приводит к отклонениям в психическом развитии.
  • Слабослышащим. Тугоухость является стойким двусторонним снижением слуха, которое вызывает трудности при восприятии речи. Нарушения слуха могут быть слабовыраженными (затруднения возникают при восприятии шепота) и выраженными в значительной степени (ограничено восприятие разговорной речи обычной громкости). Остаточный слух позволяет накапливать ограниченный словарный запас, но при раннем развитии патологии речь у ребенка не развивается.
  • Слепым или со слабым зрением. При аномалиях развития органов зрения зрительное восприятие становится невозможным или сильно ограниченным (остаточное зрение сохранено), что провоцирует развитие вторичных отклонений и вызывает трудности с усвоением конкретного значения слов.

Кроме того, дефектолог занимается коррекцией различных нарушений при:

  • Синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). При этом стойком хроническом синдроме у ребенка выявляют плохую концентрацию внимания, гиперактивность и отсутствие контроля поведения (импульсивность), могут наблюдаться трудности при восприятии информации и снижение интеллекта.
  • Раннем детском аутизме (РДА). Этот всесторонний дефицит социального общения и взаимодействия связан с нарушениями развития головного мозга. Сопровождается ограничением интересов и склонностью к повторяющимся действиям.
  • Умственной отсталости (УО) – задержке или неполном развитии психики, которые проявляются нарушением интеллекта, речи, эмоций, моторики и воли. Носит врожденный или приобретенный характер, различается по степени выраженности (идиотия, дебильность и др.).
  • Детском церебральном параличе (ДЦП) – хроническом непрогрессирующем симптомокомплексе двигательных нарушений, которые развились в связи с поражениями головного мозга в перинатальном периоде.

Опыт других людей

Дефектологи получают много положительных отзывов. Люди отмечают их профессионализм, терпимость и заботу о своих пациентах. “Дефектолог помог моему ребенку значительно улучшить речь”, – говорит один из родителей. Другие отмечают, что дефектологи создают теплую и доверительную атмосферу, что способствует успешной работе с детьми. “Они находят подход к каждому ребенку”, – отмечают многие. В целом, отзывы о дефектологах свидетельствуют о их важной и ценной работе в сфере коррекции различных нарушений.

Defektolog „Prvi dolazak djeteta”Defektolog „Prvi dolazak djeteta”

Когда нужно обращаться к дефектологу

Консультация дефектолога необходима, если ребенок:

  • в семимесячном возрасте не реагирует на обращенную к нему речь;
  • в год не произносит «лепетные» слова;
  • в 2 года не разговаривает при помощи простых слов;
  • в 2,5 года не способен построить простые предложения;
  • в 3 года испытывает трудности с артикуляцией, не глотает слюну;
  • в 5 лет не использует в речи грамматически согласованные предложения;
  • заикается;
  • не произносит звуки в соответствии с возрастной нормой;
  • отстает в умственном развитии;
  • страдает нарушениями центральной нервной системы;
  • страдает патологиями органов слуха;
  • имеет заболевания органов зрения;
  • страдает психическими нарушениями.

Этапы консультации

Консультация дефектолога включает:

  • Изучение анамнеза и уточнение информации о течении беременности и родов.
  • Проведение комплексной диагностики с целью изучения психических функций (возможно привлечение к процессу диагностики
    психолога
    или
    психотерапевта). Оценивается понимание речи, способность вступать в социальный контакт, привычки и поведение, уровень интеллекта, речевые навыки, соответствие письма и чтения возрасту. Также проверяют концентрацию внимания, память и эмоционально-волевую сферу, изучается тип семейного воспитания.
  • Формирование индивидуального коррекционного плана занятий с учетом результатов диагностики. Также даются рекомендации родителям по поводу развивающих занятий в домашних условиях.

Поскольку на прием к дефектологу обычно направляют другие узкие специалисты после установления диагноза, на первый прием рекомендуется взять медицинскую карту ребенка и результаты всех имеющихся обследований.

При необходимости дефектолог направляет ребенка на дополнительные обследования – ЭЭГ, УЗИ головного мозга, нейросонографию, допплерографию и др.

Диагностика

Диагностика проводится с учетом обследований органов зрения и слуха – при наличии проблем с речью или при патологиях слуха предлагаются задания наглядного характера (речевые инструкции сведены к минимуму), а при снижении зрения предлагаются в устной форме.

При диагностике используются:

  • метод беседы, в процессе которой уточняются особенности представлений ребенка о себе и явлениях окружающего мира, привычках, страхах и уровне адаптации (вопросы задаются в понятной для ребенка форме);
  • метод наблюдения, при использовании которого дефектолог наблюдает за игровой деятельностью ребенка;
  • проективные методики;
  • тесты (чаще всего используется адаптированный для детей тест Д. Векслера);
  • экспериментально-психологические методики.

При проведении обследований дефектолог обращает внимание на эмоциональную реакцию ребенка на обследование, адекватность восприятия инструкций и целей задач, характер деятельности при выполнении и реакцию на помощь при решении задачи, эмоциональную реакцию на результат выполнения задания и т.д.

Лечение

Дефектолог не занимается лечением патологий, которые привели к возникновению дефектов, а помогает их компенсировать и корректировать. Длительность и частота занятий подбирается индивидуально, занятия проводятся в непринужденной, игровой форме.

Для коррекции дефектов может использоваться:

  • Томатис-терапия, при которой используется запрограммированное воздействие звуковыми волнами (стимулирует развитие речи, повышает обучаемость, память и т.д.);
  • песочная терапия, позволяющая корректировать эмоциональное состояние, развивать моторику, устранить заикание и др.;
  • общение при помощи карточек при наличии расстройств аутического спектра;
  • упражнения, помогающие развивать познавательные способности;
  • упражнения, развивающие мелкую моторику или различные виды мышления и т.д.

Для устранения дефектов речи и письма подбираются индивидуальные упражнения, выполнение которых также повышает концентрацию внимания и улучшает память.

При неправильном прикусе проводятся упражнения для коррекции прикуса – «Улыбка», «Рыбка», «Трубочка» и т.д. Каждое положение челюстей фиксируется на 5-10 секунд и повторяется не менее 10 раз.

При необходимости ребенок направляется к детскому психологу, а для родителей проводится консультация
семейного психолога
с целью коррекции стиля воспитания.

Частые вопросы

Чем занимается дефектолог?

Функции учителя-дефектолога: Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.

Чем занимается дефектолог с ребёнком?

Главная задача дефектолога – определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе. Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку.

В чем разница дефектолога и логопеда?

Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Дефектолог – это педагог, специализирующийся на работе с детьми, которые имеют различные отклонения в развитии.

Чем занимается дефектолог простыми словами?

Дефектолог – это специалист педагогического профиля, который занимается обучением, воспитанием и адаптацией детей с особенностями психофизического развития.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите основные принципы и методики коррекционно-педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Это поможет вам лучше понять специфику работы дефектолога и его важную роль в образовании детей.

СОВЕТ №2

Поддерживайте диалог с дефектологами и специалистами в области коррекционной педагогики, чтобы быть в курсе последних тенденций и методик работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

СОВЕТ №3

Обратитесь к дефектологу, если у вас есть вопросы или затруднения в воспитании или обучении ребенка с особыми потребностями. Профессиональная консультация поможет вам лучше понять потребности вашего ребенка и найти подходящие методики работы с ним.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации